О предприятии

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

16.11.1957 года решением №428 исполкома городского Совета для обслуживания уличного освещения г. Севастополя была создана контора «Горсвет» с численностью сотрудников 5 человек. Эта дата считается официальным днем образования предприятия.

12.04.93 года Севастопольской городской государственной администрацией на основании решения собрания коллектива ПЭСНО «Горсвет» (протокол № 2 от 18.12.92 г.) было зарегистрировано арендное предприятие электросетей наружного освещения «Севгорсвет». На основании приказа начальника управления имуществом города от 17.09.96 года № 169 АПЭСНО «Севгорсвет» было перерегистрировано в ГКП «Севгорсвет».

Государственное коммунальное предприятие «Севгорсвет» на  основании приказа Государственного коммунального предприятия «Севгорсвет»  №  8 – осн/д от 12 января 2007 года  и решения № 3681 от 12 июля 2005 года сессии XXIV созыва Севастопольского городского Совета переименовано в Коммунальное предприятие «Севгорсвет» Севастопольского городского Совета.

В соответствии с Федеральным конституционным Законом от 23.03.2014 года №6–ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014г. № 5-ЗС «О правительстве Севастополя», постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2014 № 416 создано новое российское предприятие — Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Горсвет», находящееся в ведомственной подчиненности Департаменту городского хозяйства Правительства Севастополя.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Фонарь от греч. «phanarion», уменьшительное от «phanos» — светоч, факел. В древности улицы освещались именно факелами, закреплёнными  на стенах домов, но только по торжественным случаям.

Самые первые уличные фонари появились в начале XV века. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице.

Через некоторое время его инициативу подхватили французы. Французский король Людовик XIV в 1667 году издал указ об уличном освещении, за что и получил прозвище «Король-солнце». Он приказал поставить на улицах масляные огни Парижа – огни в особых футлярах на столбах и  на стенах домов. Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло.

Первая система городского уличного освещения была создана в XVII веке в Амстердаме, по инициативе Яна ван дер Хейдена. В 1668 году он предложил установить уличные фонари, дабы по ночам горожане не падали в каналы (набережные большинства каналов, которыми славится этот город, не имеют перил), для борьбы с преступностью и для облегчения тушения пожаров (так как при искусственном свете было легче координировать действия пожарных). Проект Ван дер Хейдена предусматривал установку двух с половиной тысяч масляных фонарей, конструкция которых была разработана им самим. Фонари системы Ван дер Хейдена использовались в Амстердаме до 1840 года, после чего их сменили более современные светильники.

Очень скоро амстердамское новшество позаимствовали и другие города. В 1682 году городское освещение системы Ван дер Хейдена было введено в Берлине.

В 1850 году была изобретена технология разделения легких и тяжелых нефтяных фракций, благодаря чему появился керосин, который стал использоваться и в уличном освещении.

Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари изобретателя Уильяма Мердока. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.

До появления электрического освещения  фонари  зажигались  каждый вечер вручную специальными людьми — фонарщиками.

Первые же электрические уличные  фонари  были установлены для освещения  городской площади в Кливленде, в 1879 году.

В России уличное освещение появилось при Петре I. В 1699 году Петр I, вернувшись из своего первого путешествия по Европе, издал указ, обязывающий москвичей в целях полицейской бдительности, ходить ночью по улицам с зажженными фонарями. К концу XVIII века уличное освещение стало непременной и привычной частью благоустройства большинства крупных городов мира.

В 1706 году он велел вывесить фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем.

В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве.

История электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона.

В 1873 году Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку — более яркую и дешевую в производстве.

С ее появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ В СЕВАСТОПОЛЕ

16 августа 1896 года Севастопольская городская управа и поверенный фон Гартмана Л.И.Вейншток подписали контракты по устройству в Севастополе электрического трамвая и электрического освещения. Договором предусматривалось устройство в Севастополе электростанции, трамвайных путей за счет предпринимателя, которому давалось право эксплуатации трамвая в течение 40 лет. По окончании срока концессии все имущество предприниматель обязывался передать в собственность города в исправном состоянии.

Еще до начала строительства Р.К. фон Гартман передал концессию Компании тяги и электричества Бельгийского Анонимного общества, отделение правления которого находилась в С. Петербурге.

В июле 1897 года с прибытием в Севастополь первого управляющего, была начата деятельность по электрическому освещению города. Правление Общества находилось в г. Льеже (Бельгия).

В феврале 1898 года Городской Управой Севастополя  было заключено соглашение с директором-распорядителем Компании тяги и электричества об устройстве электрического освещения улиц Севастополя и Приморского бульвара.

Летом 1897 года в Севастополе начались подготовительные работы по сооружению трамвая. Для сооружения центральной станции трамвая городская управа выделила участок земли в Лабораторной балке, у подножья Бомборской высоты. Здесь предполагалось разместить электростанцию, вагонный парк, топливный склад.

18 июля Управление получило от Городской Управы разрешение на начало работ. 31 августа в торжественной обстановке состоялась официальная церемония закладки центральной станции трамвая в Лабораторной балке. Здание вагонного парка построили в октябре 1897 года. Это было одноэтажное каменное здание с десятью окнами на фасаде и четырьмя воротами для входа и выхода трамваев. Сооружение электростанции закончилось в августе 1898 года. Эти здания сохранились до наших дней, в них размещаются службы КП «Севгорсвет» СГС.

В 1899 года в Управление Севастопольской городской электрической железной дороги и освещения входили: электростанция, служба движения, служба тяги, служба пути, служба сети и освещения, санитарная служба.

В 1905 году исполнение договора по эксплуатации севастопольского трамвая и освещения было передано Обществом «Севастопольский трамвай» Бельгийскому Анонимному обществу трамваев и применений электричества (Societe generale de Tramways et Application d Electricite).В 1909-1912 годах «Бельгийское анонимное общество трамваев» проводило значительные работы по продлению старых и строительству новых трамвайных линий в Севастополе.

В конце 1911 года построили новый вагонный парк на Колодезной площади к юго-западу от железнодорожного вокзала (ныне конец ул.Портовой). В 1913 году, по проекту городского архитектора В.А.Чистова, соорудили новое здание управления трамвая на Лабораторной площади, (здание сохранилось, ныне пл.Ревякина, 1).

В декабре 1920 года имущество Бельгийского Анонимного общества трамваев и применений электричества в Севастополе было национализировано и передано подотделу коммунальных предприятий Севастопольского Военно-революционного комитета.

До 16 декабря 2014 года обслуживание сетей наружного освещения города Севастополя обеспечивало КП «Севгорсвет» СГС, имея на балансе 19029 светоточек и 773,9 км сетей, в том числе 147,68 км — кабельных.

С 29 декабря 2016 года обслуживание сетей наружного освещения города Севастополя осуществляет Государственное бюджетное предприятие «Горсвет».

Сияй, легендарный Севастополь!